В современных условиях реализацию высокодоходной производственной политики невозможно представать без осуществления перевозок грузов различного назначения. Зачастую складские комплексы, производство и потребители располагаются на огромных расстояниях друг от друга. При этом и перевозимые грузы существенно разнятся между собой по своим весо-габаритным характеристикам. Перевозки негабаритных грузов – это непростая задача, а перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов является особой, очень сложной и многоплановой задачей. Причем сложности, возникающие при подготовке и выполнении непосредственно перевозки грузов, носят совершенно различный характер. Не будем рассматривать сложности организационного плана – связанные с договорами, согласованиями, расчетами, оформлениями и т.д., а лишь отметим, что с технической точки зрения негабаритные перевозки требуют применения качественных специальных совершенных транспортных средств.
Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов массой от 20 до нескольких сотен тонн привлекаются автотранспортные средства, оборудованные низкорамными полуприцепами – тяжеловозами, называемыми тралами. Низкорамные тралы или платформы («низкорамники») - специальный вид прицепной техники. Наиболее известными производителями низкорамников являются компании Нидерландов (Broshuis и Nooteboom), Германии (Goldhofer, Scheuerle), Франции (Faymonville, Nicolas). В Российской Федерации основное производство низкорамных тралов сосредоточено в Челябинске, Пензе, Тюмени, Твери.
Самыми важными техническими характеристиками низкорамных тралов являются: грузоподъемность (максимальная), размеры платформы (длина и ширина), угол въезда (предельный), погрузочная высота. Современные низкорамные тралы имеют техническую возможность изменения размеров рабочей площадки и общей длины. Размеры низкорамного трала устанавливаются в соответствии с размерами перевозимого негабаритного груза. Конструктивно сделано таким образом, что длина грузовой платформы может достигать 16,5 метров, а ширина при помощи уширителей может быть увеличена до 4,5 метров. Весь модельный ряд современных низкорамников различается размерами и положением грузовой платформы, количеством осей, высотой дорожного просвета.
По существующей классификации низкорамники разделяются на 3 класса: легкий, средний и тяжелый. Низкорамные тралы легкого класса применяются в основном для перевозки легкой и средней строительной, сельскохозяйственной и специальной техники весом до 50 тонн: перевозки тракторов, перевозки экскаваторов, перевозки бульдозеров и прочих. Низкорамники этого класса, как правило, оснащены пневматической подвеской, способностью к изменению своих размеров и имеют до 5-ти осей. Низкорамные тралы среднего класса используются для перевозки тяжелой дорожной, строительной, специальной техники и негабаритных грузов весом до 200 тонн. Эти низкорамники могут иметь до 8-ми осей, оснащаются гидравлической подвеской, а возможности по их трансформации минимальны.
Низкорамники, относящиеся к тяжелому классу, применяются для перевозки негабаритных грузов весом свыше 200 тонн. В основе их сборки и эксплуатации лежит модульный принцип. Каждый модуль содержит от 2-х до 8-ми осевых линий, поскольку осей, аналогичных «более легким» классам данный тип тралов не имеет. Наиболее применимы тяжелые тралы в судостроительной, энергетической, атомной, нефтяной отраслях промышленности, а также в тяжелом машиностроении и строительстве.
Конструктивно рабочая площадка может располагаться как на уровне осей, так и быть ниже их уровня - на низкорамных тралах, предназначенных для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Благодаря такому оригинальному конструкторскому решению, в низкорамных тралах рабочая площадка расположена ниже верхних точек колес, что обеспечивает повышение грузоподъемности и устойчивости трала при размещении на нем крупногабаритного груза.
Для увеличения общей грузоподъемности низкорамного трала увеличивается количество осей, а для облегчения маневрирования используют 2 способа: либо платформы оснащают управляемыми (подруливающими) осями, либо оставляют одну-две оси статичными, а маневрируют за счет остальных.
Дорожный просвет у низкорамников может быть различным. Он зависит от того, для эксплуатации в какой местности предназначен прицеп. Как правило, зазор между дорожным полотном и нижним краем трала составляет 85-90 см., в таком случае автопоезд легко передвигается по пересеченной местности и неровным дорогам. Для низкорамных тралов, предназначенных для эксплуатации на ровных шоссейных дорогах, дорожный просвет сокращается до 25-30 см, что существенно облегчает процесс погрузки на трал и делает его более устойчивым при перевозке негабаритного груза. |