СпецБалтТранс - мультимодальные международные перевозки негабаритных грузов
+7 921 7533543
Транспортная компания
Негабаритные перевозки
Расчёт перевозки
Адрес и контакты

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы по определению имеют высокую, а иногда и чрезвычайно высокую стоимость. Поэтому и требования к профессионализму сотрудников компании, специализирующейся в сфере негабаритной логистики, значительно выше, чем к их коллегам из простой транспортной компании. Специалисты в этой области должны учитывать большое количество нюансов и особенностей как самого груза, так и подвижного состава, маршрутов перевозки, способов крепления негабарита, проведения погрузочно-разгрузочных работ и многого другого. В самых разных отраслях народного хозяйства востребованы услуги негабаритных перевозчиков. Как развивается этот рынок с точки зрения самих негабаритных перевозчиков? И развивается ли?

Как изменился рынок за последние 10 лет?


За последнее десятилетие рынок негабаритных перевозок изменился, пожалуй, в первую очередь количественно: расширилась география поставок, на рынке появились новые компании, стало производиться новое оборудование, которое часто имеет экстремально негабаритный вес.
Масштабные государственные проекты – весьма значимый фактор, поспособствовавший развитию этого рынка. «Проведение Олимпиады в Сочи вывело Россию на новый уровень», – полагает Ирина Богданова, директор ООО «Фрахт-Транс-Спедицион».
Олег Владимирович Урван, директор по проектным перевозкам компании STS Logistics, отметил следующую особенность на этом рынке: все чаще и чаще для негабаритных перевозок проводится реконструкция дорог, мостов, строительство причалов и железнодорожных веток. Эта тенденция свидетельствует о росте сложности и масштабности проектов, связанных с негабаритными перевозками.
Отметим, что транспортировка негабаритных грузов принципиально осуществима любым видом транспорта, но у каждого есть свои преимущества и недостатки.

Авиаперевозки негабарита


Этот вид транспортировки перевозчики негабарита предпочитают использовать как можно реже. Прежде всего из-за его высокой стоимости.
«На авиаперевозки всегда высокие цены, да и производители стараются изготавливать оборудование, размеры которого соответствуют доставке наземным транспортом, поэтому мы редко используем этот вид транспорта – в основном, для доставки только туда, где не существует мостов и дорог, а также в том случае, когда есть очень жесткие сроки поставки, – рассказал О.В. Урван. – Как правило, используется море или река, а дальше автомобиль и железная дорога».
Помимо высокой скорости, сохранность груза в пути – еще один плюс этого вида транспортировки негабаритных грузов.

Водные перевозки негабарита


К преимуществам транспортировки морем или рекой следует отнести то, что для перевозки негабарита водой не требуется получать специального разрешения на перевозку. Высокая грузоподъемность транспортных средств – еще один плюс этого вида транспортировки. Иногда это единственно возможный способ доставить негабаритный груз в пункт назначения. Если технические характеристики груза позволяют разместить его в контейнерах, при морских перевозках за счет этого можно подчас достичь существенной экономии.
К минусам стоит отнести зависимость от погодных условий (период навигации ограничен), более длительные сроки транспортировки по сравнению с наземной и тем более, воздушной транспортировкой, невозможность доставить груз до конечного получателя, – из порта почти всегда требуется доставка другими видами транспорта.

Железнодорожные перевозки негабарита


Если при проектировании автоперевозки негабарита все чаще производится реконструкция дорог и мостов, как уже было отмечено, то при железнодорожных перевозках этого ограничения нет. «Все железнодорожные мосты являются проходными по весовой нагрузке, и для перевозки реконструкция им не требуется, – рассказал О.В. Урван. – Но иногда цена на железнодорожную перевозку очень высокая, т. к. существует проблема нехватки подвижного состава».
Кроме того, при перевозках на дальние расстояния железнодорожный транспорт может оказаться экономически выгодней, например, автомобильного. По железной дороге можно отправить большие партии негабаритных грузов (например, несколько десятков экскаваторов). Однако железнодорожный транспорт не позволяет доставлять негабаритный груз «от двери до двери», что требует дополнительного привлечения автотранспорта. Старый подвижной состав также сдерживает развитие этого вида негабаритных перевозок.

Перевозка негабарита автомобильным транспортом


Благодаря своей универсальности автомобильные перевозки являются самым распространенным видом грузоперевозок негабарита. Возможность доставить груз от пункта отправки до пункта назначения (склада клиента или места строительства объекта), не перегружая его по дороге, – важное преимущество для многих заказчиков. Если перевозка осуществляется на небольшое (относительно) расстояние, скорость доставки негабаритного груза автотранспортом будет выше, чем по железной дороге. Но даже если негабаритный груз доставляется другим видом транспорта, к портам, железнодорожным станциям и аэропортам груз все равно подвозится, как правило, автотранспортом. Тем самым, авиа-, железнодорожные и водные грузоперевозки негабарита почти всегда являются, по сути, мультимодальными. И только в редких случаях являются мономодальными.
«Мономодальные перевозки, осуществляемых нашей компании, занимают около 70% от всех перевозок негабаритных грузов, в их числе не менее 97% составляют автомобильные и лишь 3% можно отнести к исключительно железнодорожным, морским или речным», – поделился статистикой Л.П. Зыкин, генеральный директор ООО «СпецБалтТранс-Логистика».
Каждая перевозка негабарита уникальна. Под каждый сложный груз делаются специальные инженерные изыскания: выбирается маршрут, объекты, которые необходимо реконструировать. Подчас приходится принимать не одно, а сразу целый «пакет» нестандартных решений. Особенно часто это требуется при перевозках строительной техники: большегрузных экскаваторов и других машин. В конечном итоге, именно груз, маршрут, время года и конкретные требования клиента определяют окончательный выбор транспортных средств для перевозки негабарита.
«Подходя индивидуально к каждому заказчику, мы всегда предоставляем несколько вариантов перевозки, объясняем достоинства и недостатки каждого вида транспорта, показываем результаты проведенных расчетов. И только заказчик, исходя из собственных критериев и приоритетов, принимает решение – какая будет перевозка: моно- или мультимодальная», – рассказал генеральный директор Транспортной Логистической Компании «РосТранс» Иван Васильевич Берг.

Мультимодальные перевозки


Если заказчик выбирает мультимодальную перевозку, она потребует от перевозчика особой тщательности при проработки проекта. Самое главное – это решение двух основных вопросов: во-первых, при подготовке документов в одном проекте нужно учесть требования к перевозке негабарита на различных видах транспорта; во-вторых, при организации перевозки необходимо согласовать все сроки (прибытия-отбытия, отгрузки-погрузки) так, чтобы не допустить простоев, которые могут свести к нулю эффективность любого мультимодального проекта.
«Именно поэтому так важен и документальный вопрос, – говорит Л.П. Зыкин. – Чем более тщательно проработаны все детали, тем меньше вероятность, например, «застрять» с грузом в порту с таможенными проблемами и сорвать сроки автомобильной погрузки».
«Очень важен этап предварительной проработки проекта, включающий в себя также получения всех необходимых разрешений и согласований. Избежать максимального количества рисков поможет лишь накопленный опыт и быстрая реакция на изменение ситуации в ходе перевозки», – согласен и Александр Валерьевич Иванов, руководитель группы транспортно-экспедиторских компаний TIS Group.
Специализация именно на мультимодальных перевозках негабаритных грузов – осознанный выбор TIS Group. «Данный вид перевозок превалирует над всеми остальными, – рассказал А.В. Иванов. – На втором месте стоит транспортировка крупногабаритных грузов собственным автомобильным транспортом. В следующем году мы прогнозируем увеличение доли мультимодальных перевозок благодаря приобретению нами мобильного гидравлического портала грузоподъемностью до 1000 тонн, который позволит нашей компании самостоятельно проводить погрузо-разгрузочные работы в ходе мультимодальной перевозки, например, при необходимости перегрузки груза с водного на автомобильный транспорт».
«Львиную долю всех перевозимых нами негабаритных грузов, около 90%, составляют мультимодальные перевозки, – сообщила Ирина Богданова, директор ООО «Фрахт-Транс-Спедицион». – Мы предлагаем своим клиентам формулу: доступность, цена, качество, сохранность груза, транзитные сроки, минимум бюрократии. Поэтому приоритет отдаем схеме «авто+море».

Современное состояние рынка негабаритных перевозок


Начиная с конца 2010 года наметилось заметное послекризисное оживление на рынке не только негабаритных перевозок, но и транспортных услуг в целом. Рост инвестиций в промышленность, машиностроение, добывающие отрасли, строительство также способствует оживлению рынка негабаритных перевозок. В значительной степени спрос потребителей переориентировался на отечественного производителя и, следовательно, увеличилось количество запросов на внутренние перевозки.
Однако, есть и сдерживающие развитие этого рынка факторы. На рынке перевозок КТГ еще много старого грузового транспорта, который вредит качеству предоставляемых услуг и напрямую влияет на ценообразование. На развитие рынка влияет высокая цена на топливо: бензин, керосин, дизельное топливо. Быстрому развитию рынка сильно мешает состояние дорог, которые требуют как обновления покрытия, так и расширения сети терминалов вблизи крупных узлов распределения груза.
Л.П. Зыкин считает, что «тяжелыми и труднорешаемыми остаются все проблемы, которые находятся в ведении госслужб. Нет ощущения, что их деятельность нацелена на повышение эффективности рынка перевозок. Это касается и постоянных законотворческих инициатив по закрытию дорог для большегрузов, и различных нюансов правил получения разрешений в разных регионах, и отсутствие приемлемой инфраструктуры на дорогах для нормальной жизни и отдыха водителей, для ремонта спецтехники в случае необходимости. Рынок меняется: меняется состав участников, меняются правила игры при оформлении разрешений, меняются таможенные правила в различных отраслях, но, к сожалению, не меняется главное: непрозрачность и непредсказуемость изменений и правил, исходящих от государственных структур и организаций. Этот фактор остается самым настоящим тормозом для развития рынка негабаритных перевозок».
На «бюрократическую составляющую получения согласований при организации перевозок» посетовал и А.П. Андреев, директор Группы Компаний «Негабаритные перевозки».
«На мой взгляд, периодически возникающие препоны на пути осуществления перевозки являются следствием несовершенства нашей правовой системы и издержками менталитета. Подчас требуется исключительное мастерство и быстрота реакции на изменения, происходящие в российской экономике, а также терпение при работе с властными структурами. Однако все это решаемо при наличии многолетнего опыта, знаний и команды людей, которым можно доверять», – со сдержанным оптимизмом полагает А.В. Иванов.

Неспешная красота негабаритных перевозок


Тот, кто видел, как плывет по дорогам страны негабаритный груз, наверняка согласится, что в этой картине есть своя завораживающая красота. А от красоты и мощи некоторых уникальных проектов буквально дух захватывает. Причем специфика внутренних перевозок по российским просторам подчас приводит к тому, что знающие российский рынок перевозчики негабарита берутся за такие проекты, которые случайно забредшим в нашу страну иностранцам просто не под силу.
Характерный случай произошел в 2009 году в Пермском крае. Дорогостоящие газовая турбина (300 т) и генератор (260 т) производства General Electric были доставлены из Франции одной из иностранных транспортных компаний до Верхнечусовских Городков в Пермском крае, и там оставлены из-за невозможности произвести дальнейшую доставку груза. В марте 2009 года испанская инжиниринговая компания «Ибердрола» обратилась в компанию STS Logistics, как к опытному оператору в области выполнения сложных перевозок, работающему на российском рынке свыше 10 лет, с приглашением принять участие в тендере на перевозку газовой турбины и генератора на Среднеуральскую ГРЭС с дальнейшей установкой на фундаменты.
«По уникальности всего комплекса работ, организованного силами Московского, Екатеринбургского, Актауского, Алматинского и Пермского офисов объединенного холдинга, данный проект стал основным логистическим достижением компании, – рассказал О.В. Урван. – Исполнение проекта началось в мае 2009 года. Относительно небольшой для масштабов России участок пути пришлось полностью переустраивать. Данная перевозка объединила основные типы транспорта: водный (грузовая несамоходная баржа типа ро-ро), автомобильный (специальные многоосевые модульные площадки) и железнодорожный (28-осные ж/д транспортеры сочлененного типа). Помимо самой перевозки, практически с нуля в Перми были построены две параллельные ж/д ветки общей длиной более 400 м для погрузки турбины и генератора. Произведен полный сюрвей и ремонт участка ж/д пути длиной более 450 км, в т. ч. на магистральном участке станций Пермь-2 – Шувакиш. На всем протяжении пути заменены семафоры, убраны столбы и сооружения, которые могли препятствовать прохождению вагонов с грузом. По заказу STS Logistics были спроектированы и произведены две специальные модульные рамы для перевозки турбины и генератора на ж/д транспортерах, реконструирован причал на реке Чусовая и полностью построен новый причал с площадкой для перевалки груза на реке Кама в Перми. Негабарит потребовал проектирования и изготовления мощных погрузочных устройств. Впервые в России для погрузки негабаритной по размерам и весу турбины и генератора на ж/д транспортеры, были использованы в паре два 250-тонных железнодорожных крана. Железнодорожная перевозка стала уникальной и ранее не имела аналогов в России. Для нее единовременно использовались два 28-осных транспортера сочлененного типа».
Естественно, что движение такого груза потребовало целого комплекса мер по согласованию движения поездов, водного и автотранспорта. В этих целях управлением Свердловской железной дороги было составлено специальное расписание с учетом пропуска пассажирских и грузовых поездов. Последним этапом проекта стала установка турбины и генератора на фундаменты в здании энергоблока. Для выполнения этой задачи использовалась мощная подвижная гентри система грузоподъемностью 1000 тонн, которая и обеспечила успешное завершение уникального проекта.
Наверное, у каждого грузоперевозчика негабаритных грузов была «та самая» перевозка, которая навсегда останется в памяти. А.В. Иванов признался, что такой перевозкой была транспортировка новогодней ели, установленной затем на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
А.П. Андреев рассказал о перевозке дробилки Metso LT300 из Финляндии в Кедозеро (Карелия): «Дробилку мы везли из Финляндии, далее грузили на восьмиосный транспортер площадочного типа и отправляли в адрес карьера. Вся сложность заключалась в том, что при погрузке этого груза нам пришлось разрабатывать новую схему строповки, так как груз не за что было поднимать, а чтобы попасть в предельные габариты у нас оставался запас всего 1 сантиметр! При весе в 68 тонн было достаточно проблематично совершить погрузку без ошибок. Затем нам пришлось разработать для клиента способ выгрузки дробилки с транспортера, так как к месту выгрузки не могли проехать тяжелые краны (на подъезде по единственной дороге к карьеру реконструировали мост, предельная нагрузка на ось была 1тн). В конце концов, мы справились, все закончилось благополучно, ни одна дробилка не пострадала».
И.В. Берг поведал о перипетиях транспортировки негабаритного оборудования, выполненной по заявке «Олимп-строя»: ТЛК «РосТранс» организовывала перевозку негабаритного оборудования для строительства олимпийских объектов из Санкт-Петербурга в Сочи. Совокупный вес оборудования превосходил 160 тонн, строители остро нуждались в его скорейшей доставке, перевозчики с готовностью взялись за дело, и караван в составе семи автопоездов с крупногабаритными частями проходческого бурового комплекса тронулся в путь, но… Кратчайшая дорога в Сочи для подобных грузов закрыта, новая еще не готова. Единственный путь на олимпийские строительные площадки – паромная переправа. И опять – но… Метеоусловия!
Благополучно осуществили погрузку машин с большегрузными тралами на паром Новороссийск – Сочи, кстати сказать – за очень немалые деньги. Паром под турецким флагом вышел из порта Новороссийск в море. Водители-экспедиторы от нашей компании также находились на борту, сопровождая ценный негабаритный груз. Прибытие в порт г. Сочи «Мзымта» планировалось через 8 часов и опять – но…
Погода резко изменилась: поднялся ветер, усилилось волнение моря, было объявлено штормовое предупреждение. Паром встал на рейде Сочи и «кино про море» для наших ребят продолжалось в течение четырех суток. Лишь по истечении этого времени паром с людьми и техникой зашел и ошвартовался в порту «Мзымта». Что за это время потеряли строители – нам не ведомо, но наши водители надолго запомнят сухие турецкие галеты с повидлом из разовых пластмассовых коробочек, черный чай и бесконечный пейзаж в иллюминаторе, достойный кисти Айвазовского…»
Поделился своими воспоминаниями и Л.П. Зыкин: «Запоминающейся была перевозка энергетического оборудования на остров Валаам для строительства подстанции. Специфика этого проекта заключалась в том, что от нас потребовалась организация всего процесса от нуля и, как говорят, «под ключ». В проект входило и сооружение причала, и прокладка трасс для автотранспорта с грузом по острову, для чего понадобился этап доставки на остров необходимой дорожно-строительной техники. Но итог был светлым в прямом и переносном смысле этого слова. На острове работает подстанция, а у нас навсегда сохранились самые светлые и теплые воспоминания от сотрудничества с жителями острова».
Сколько компаний – столько, наверное, и воспоминаний. Но для перевозчиков негабарита по определению нет и быть не может не уникальных проектов. Просто одни несколько более уникальны, чем другие. И малозначимых заказов для перевозчиков негабарита тоже нет и быть не может в принципе. Каждый проект – новое испытание, проверка ответственности и профессионализма. А в итоге, каждая доставка негабарита – еще один шаг для развития страны, которая, несмотря на «трудноподъемный» и «сверхгабаритный» груз бюрократических препон, живет и развивается. Жаль, что медленней, чем нам всем хотелось бы.

07.11.2011


Предыдущая новость
Перевозка горнообогатительного оборудования Gramtech в Кемеровскую область
Следующая новость
Перевозка негабаритных емкостей и резервуаров
Обратите внимание!
Спецпредложения
Статистика перевозки

Адрес: 198330, Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, дом 45, литер А, помещение 3-Н